Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.
На базе государственного учреждения образования «Лебедевская средняя школа Молодечненского района имени В.М.Калачика» в 2023/2024 учебном году организовано:
- в X классе – изучение на повышенном уровне учебных предметов «Химия» ( Жвирко В.Г., учитель высшей квалификационной категории) и «Биология» (Слешинская Е.А., учитель высшей квалификационной категории);
- в XI классе (профильная группа) – изучение на повышенном уровне учебных предметов «Химия» ( Жвирко В.Г., учитель высшей квалификационной категории) и «Биология» (Слешинская Е.А., учитель высшей квалификационной категории)
Профильный класс аграрной направленности – это…
- ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий;
- изучение учащимися 10 – 11 классов двух учебных предметов на повышенном уровне;
- освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58) (всего 140 ч) на протяжении обучения в 10-11 классах.
Содержание программы курса структурировано в два блока:
Блок 1. «Введение в аграрное производство» (10 класс) состоит из 4 модулей:
- «Мир сельскохозяйственных растений и животных»;
- «Химический состав и кислотно-основной гомеостаз живых организмов. Постоянство сред. Минеральный обмен»;
- «Физика в сельском хозяйстве»;
- «Современные направления и методы в селекции и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных».
Блок 2. «Основы аграрного производства» (11 класс) включает в себя 4 модуля:
- «Живые организмы и окружающая среда»;
- «Технология получения сельскохозяйственной продукции»;
- «Техническое и энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства»;
- «Агрогородки. Сельский быт. Выдающиеся люди села».
- проведение практических занятий, семинаров, экскурсий, выездных занятий в передовые организации (предприятия) АПК с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства;
- нестандартные формы занятий – дискуссии, деловые игры, творческие задания, проекты и др.;
- посещение аграрных УВО с целью знакомства с материально-технической базой и условиями проживания и обучения студентов.
Нормативно правовые документы, которые регулируют вопросы организации и функционирования классов (групп) аграрной направленности
Информация о приеме в профильные классы (группы аграрной направленности)
Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).
На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.
В учреждении образования налажено сотрудничество в рамках функционирования классов (групп) аграрной направленности с хозяйством «Филиал Агрофирма «Лебедево» РУП «Минскэнерго».
Сотрудничество организовано и с высшими учреждениями образования:
- УО “Белорусский государственный аграрный технический университет”.
Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:
- способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;
- оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;
- развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать верный профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.
В настоящее время специалистов-аграриев по всему спектру востребованных специальностей в основном готовят с высшим образованием – четыре вуза Республики Беларусь:
Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г. Горки); Белорусском государственном аграрном техническом университете (г. Минск); Гродненском государственном аграрном университете (г. Гродно); Витебской государственной академии ветеринарной медицины (г. Витебск),
со средним специальным – 27 колледжей.
Зачем нужно профильное обучение
Вызовы современного мира определяют требования к организации образования, которое нацелено на овладение обучающимися необходимыми для успешной жизнедеятельности знаниями, универсальными учебными действиями и компетенциями. Личность в современном обществе должна обладать высоким уровнем ответственности, самостоятельности, мобильности, конкурентоспособности, конструктивности, инициативности, быть способной к постоянному самосовершенствованию, к самостоятельному решению проблем в различных жизненных ситуациях.
Первостепенной задачей современного образования является совершенствование его качества, соответствие образовательных услуг запросам потребителей, повышение уровня соответствия достигнутых отдельной личностью образовательных результатов социальному заказу и личностным ожиданиям. Именно такую направленность имеет введение профильного обучения.