Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов. 

 

На базе государственного учреждения образования «Лебедевская средняя школа Молодечненского района имени В.М.Калачика» в 2023/2024 учебном году организовано:

  • в X классе – изучение на повышенном уровне учебных предметов «Химия» ( Жвирко В.Г., учитель высшей квалификационной категории) и «Биология»   (Слешинская Е.А.,  учитель высшей квалификационной категории);
  • в XI классе (профильная группа) – изучение на повышенном уровне учебных предметов «Химия» ( Жвирко В.Г.,  учитель высшей квалификационной категории) и «Биология»   (Слешинская Е.А.,  учитель высшей квалификационной категории)

 

Профильный класс аграрной направленности – это…

  • ориентация на получение сельскохозяйственных (аграрных) профессий;
  • изучение учащимися 10 – 11  классов двух учебных предметов на повышенном уровне;
  • освоение учебной программы факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58) (всего 140 ч) на протяжении обучения в 10-11 классах.

Содержание программы курса структурировано в два блока:

 Блок 1. «Введение  в аграрное производство» (10 класс) состоит из  4 модулей:

  • «Мир сельскохозяйственных растений и животных»;
  • «Химический состав и кислотно-основной гомеостаз живых организмов. Постоянство сред. Минеральный обмен»;
  • «Физика в сельском хозяйстве»;
  • «Современные направления и методы в селекции и биотехнологии сельскохозяйственных растений и животных».

Блок 2. «Основы аграрного производства» (11 класс) включает в себя 4 модуля:

  • «Живые организмы и окружающая среда»;
  • «Технология получения сельскохозяйственной продукции»;
  • «Техническое и энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства»;
  • «Агрогородки. Сельский быт. Выдающиеся люди села».
  1. проведение практических занятий, семинаров, экскурсий, выездных занятий в передовые организации (предприятия) АПК с целью закрепления полученных знаний на практике и знакомства с организацией аграрного производства;
  2. нестандартные формы занятий – дискуссии, деловые игры, творческие задания, проекты и др.;
  3. посещение аграрных УВО с целью знакомства с материально-технической базой и условиями проживания и обучения студентов.

Нормативно правовые документы, которые регулируют вопросы организации и функционирования классов (групп) аграрной направленности

 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283

Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 15.06.2021 № 02-01-18/5177/дс «О функционировании профильных классов профессиональной направленности»

Указ Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23 "О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования"

 Информация о приеме в профильные классы (группы аграрной направленности)

Зачисление на основании конкурса: средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов и отметки по учебным предметам, которые будут изучаться на повышенном уровне, не ниже 6 баллов (пункт 43-1 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283).

На повышенном уровне изучаются учебные предметы, которые являются предметами вступительных испытаний для поступления в учреждения высшего, среднего специального образования аграрной направленности.

 В учреждении образования налажено сотрудничество в рамках функционирования классов (групп) аграрной направленности с хозяйством  «Филиал Агрофирма «Лебедево» РУП «Минскэнерго».

 Сотрудничество организовано и с высшими учреждениями образования:

  • УО “Белорусский государственный аграрный технический университет”.

Значимость профильной ориентации заключается в том, что она:

- способствует принятию учащимися решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

- оказывает помощь обучающемуся в психологической адаптации к реальным социально-экономическим условиям рынка труда. Однако и при таком приоритете перспективной представляется идея опережающего профконсультирования, то есть с  учетом не только того, что есть сейчас, но и возможных будущих изменений в обществе;

- развивает способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, адаптироваться в реальном мире, совершать  верный  профессиональный и жизненный выбор, способствует формированию так называемого действенного социального оптимизма, т.е. стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации.

В настоящее время специалистов-аграриев по всему спектру востребованных специальностей в основном готовят с высшим образованием – четыре вуза Республики Беларусь:

Белорусской государственной сельскохозяйственной академии (г. Горки); Белорусском государственном аграрном техническом университете (г. Минск); Гродненском государственном аграрном университете (г. Гродно);  Витебской государственной академии ветеринарной медицины (г. Витебск),

со средним специальным – 27 колледжей.

Зачем нужно профильное обучение

Вызовы современного мира определяют требования к организации образования, которое нацелено на овладение обучающимися необходимыми для успешной жизнедеятельности знаниями, универсальными учебными действиями и компетенциями. Личность в современном обществе должна обладать высоким уровнем ответственности, самостоятельности, мобильности, конкурентоспособности, конструктивности, инициативности, быть способной к постоянному самосовершенствованию, к самостоятельному решению проблем в различных жизненных ситуациях.

Первостепенной задачей современного образования является совершенствование его качества, соответствие образовательных услуг запросам потребителей, повышение уровня соответствия достигнутых отдельной личностью образовательных результатов социальному заказу и личностным ожиданиям. Именно такую направленность имеет введение профильного обучения.