ЗОЖ, или Молодечно - здоровый город

Профилактика коронавируса

развернуть

Гигиена чтения и письма

развернуть

Основными видами учебной работы школьников являются чтение и письмо, которые, будучи связанными с напряженной деятельностью коры головного мозга, представляют значительные трудности, особенно для детей младшего школьного возраста.

Процесс чтения и письма утомителен для детей младшего школьного возраста в связи с некоторыми морфофункциональными особенностями, присущими этому возрасту, а именно: пониженной сопротивляемостью к статическим нагрузкам, недостаточным развитием мышц кисти, несовершенством координации движений. При выполнении письменного задания 80% отводимого времени дети вынуждены сохранять относительную неподвижность, в то время как при других видах учебной деятельности статическое напряжение составляет 56—71%. В связи с этим длительность непрерывного письма должна быть ограничена и составлять для учащихся 7—10 лет 10 мин, 11 — 12 – 15 мин, 13-15 – 20 мин, 16-18 – 25-30 мин.

Исследования последних лет дали возможность с полным основанием считать, что наиболее приемлем прямой способ письма, который в отличие от наклонного отвечает физиологическим возможностям детей. При прямом способе письма создаются лучшие условия для правильной посадки, равномерной нагрузки на симметричные мышцы туловища, для высокой работоспособности зрительного анализатора, установления правильного расстояния от глаз до рабочей поверхности. Наклонное письмо неблагоприятно сказывается на осанке, способствуя формированию сколиоза и других дефектов осанки.

Процесс чтения также требует большого зрительного напряжения. Одним из гигиенических требований к организации чтения является правильный его режим. Оптимальная продолжительность непрерывного чтения для учащихся разных классов различна: I-III классы 10-15 мин, IV-VII – 25-30 мин, VIII-X -45 мин.Для наиболее полного отдыха во время перерывов, длительность которых должна составлять не менее 10 мин, рекомендуется смотреть вдаль. Не менее важное значение для предупреждения зрительного напряжения при чтении имеет расстояние от глаз до книги. Подставка для книгФизиологические исследования показали, что для детей младшего школьного возраста удаленность глаз от рабочей поверхности должна составлять 24 см, а для школьников среднего и старшего школьного возраста это расстояние несколько больше — 30—35 см. Книга при чтении должна лежать наклонно, под углом в 45° к поверхности стола, что облегчает зрительное восприятие и работу глазных мышц. С этой целью следует пользоваться при чтении специальными подставками (рис. 2).

На состояние центральной нервной системы и зрительных функций при чтении и письме большое влияние оказывает освещение, которое по всем показателям должно отвечать гигиеническим требо­ваниям. Стол должен стоять около окна так, чтобы свет надал слева. При вечерних занятиях необходимо общее для всей комнаты освещение и местное в виде настольной лампы, поставленной слева.

Читать лежа категорически запрещается, так как в этом положении невозможно установить правильное расстояние от глаз до книги и обеспечить нормальное освещение. Следует также запрещать читать в транспорте, так как зрительное восприятие текста затруднено из-за недостаточного уровня освещенности и постоянно меняющегося расстояния от глаз до книги.

свернуть

Рациональное питание

развернуть

Памятка по организации рационального питания

Из всех многочисленных условий, обеспечивающих жизнедеятельность детского организма, особое значение придается питанию.

Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.

Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.

Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.

Что же нужно для полноценного питания ребенка?

Прежде всего, питание должно:

  • Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
  • Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
  • Доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
  • Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.

Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.

Характеристика основных компонентов пищи

Белки – занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.

Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.

Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%-растительного.

Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.

Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.

Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.

Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.

Минеральные вещества

Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это - кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.

Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.

Йод – организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.

Железо – играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свинной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.

Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.

Витамины

В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.

Основные принципы рационального питания учащихся:

  • Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов). Белки должны составлять около 14%, жиры - 31% и углеводы - 55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения - 60%, растительных жиров - 20% - 30% от суточной нормы.
  • Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
  • Завтрак школьника должен составлять 20%, обед - 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
  • Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.

Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.

Топ-5 основных ошибок в питании школьников

 

Для многих родителей первое сентября – отнюдь не время грустить об ушедшем лете, ведь начало осени ознаменуется чрезвычайно важным событием – дети идут в школу. После отдыха и активных игр на свежем воздухе, теперь школьники вынуждены каждый день тянуть в рюкзаках тяжкий груз знаний и проводить за партой бесчисленное количество минут. И именно от родителей во многом зависит то, насколько продуктивным и полноценным будет день юных учеников. Ведь одним «гранитом науки» сыт не будешь, а плодотворному и продуктивному учебному дню как нельзя лучше способствует рациональное питание. Однако многие родители по-прежнему допускают в питании школьников много непростительных ошибок, об основных из которых мы и поговорим.

Ошибка №1.

Несбалансированное питание.

 

Если вы хотите, чтобы ваше чадо было полно сил и энергии на протяжении всего трудового дня, подойдите к формированию меню своего ребенка рационально. Ведь для здоровья детей огромное значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, однако для полноценного развития детского организма они просто незаменимы. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Ошибка №2.

Слишком калорийное питание.

Помните важное правило: энергетическая ценность потребляемой пищи не должна превышать энергозатраты организма ребенка. В противном случае на протяжении всего дня он будет чувствовать усталость и вялость, да и продолжительное сидение за партой, а впоследствии и дома за уроками вкупе с плотной и калорийной едой может привести к паре-тройке лишних килограммов. Как правило, родители упитанных детей не слишком волнуются — надеются, что с возрастом это пройдет и комплекция ребенка придет в норму. Это нет так: возникшие при перекармливании жировые клетки часто сохраняются на всю жизнь, и у ребенка появляется постоянная склонность к полноте. Дети с излишней массой тела с раннего возраста подвержены частым респираторным и аллергическим заболеваниям. Следовательно, такие дети чаще сверстников пропускают школу и хуже успевают по важным предметам.  Как ни печально, но лишние килограммы никак не способствуют и взаимоотношениям ребенка со сверстниками. Ребенок переживает, нервничает и всячески заедает свои проблемы пирожками и сладостями. Получается замкнутый круг…  Именно поэтому проблему перекармливания детей нужно устранять на начальном этапе. Для начала стоит исключить из рациона школьников большинство жаренной,  острой и соленой пищи, а также существенно ограничить количество потребляемых ребенком сладостей. Помните, что суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. Закуски, приправы, соусы не должны быть слишком острыми, овощи для салатов нарезаются мелко, заправляются растительным маслом или сметаной. Мясные и рыбные блюда, овощи лишь слегка поджариваются, а лучше — тушатся и подаются на стол 3-4 раза в неделю. Вместо сладких булочек и пончиков на полдник ребенку лучше предложить фрукты или свежавыжатые соки.

Ошибка №3.

Питание ребенка без учета биоритмических особенностей.

Биоритмические особенности детей обязательно должны учитываться при формировании меню школьника. Так, для детей-«жаворонков» (с высокой работоспособностью в первой половине дня) завтрак и обед могут содержать до 2/3 и даже 3/4 общей калорийности дневного рациона. А вот для «сов» весьма кстати будет легкий завтрак, не слишком калорийный обед и плотный ужин. В целом примерный распорядок дня для школьников должен выглядеть примерно так: 7.30–8.00 — завтрак дома, 10.00–11.00 — второй завтрак в школе, 12.30–13.00 — горячий обед дома или в школе (если ребенок посещает группу продленного дня), 15.30–16.00 — полдник, 19.00–19.30  — ужин, в 21.00 — молоко или кефир.

Ошибка № 4.

Отказ от питания в школьной столовой.

У многих родителей, школьные годы которых приходились на далекие социалистические времена, по сей день существует жесткое предубеждение по отношению к питанию в школьных столовых. Дескать, кроме отвратительных и дурно пахнущих котлет, там ребенку не предложат ничего. Смеем вас разубедить – это предубеждение: в современных школьных столовых ребенок может получить комплексный и сбалансированный обед. Поэтому мы советуем оплачивать подобное питание. Ведь это здоровая и замечательная альтернатива фаст-фуду и сладостям, которые ничего хорошего в себе, как известно, не несут.

Ошибка №5.

Однотипное питание.

Разнообразие – залог успеха! Это не в последнюю очередь относится и к питанию школьника. Ведь чем разнообразнее меню ребенка, тем разнообразнее набор продуктов в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность ребенка в пище. Формируя рацион своего чада, помните, что в меню обязательно должны присутствовать такие продукты как молоко, творог, сыр и яйца. Не стоит забывать и о мясе и рыбе. Включать их в меню следует как минимум два раза в неделю. Вот только, как мы уже говорили, мясо и рыбу лучше не жарить, а варить, запекать или тушить. Идеальным вариантом станет приготовление таких блюд в пароварке. Также стоит учитывать, что дети, выбирая то или иное блюдо, ориентируются отнюдь не на его пользу, а скорее на вкус и, не в последнюю очередь, на оформление. Поэтому при сервировке проявите максимум своей фантазии: превратите обед в маленький праздник, и тогда ваше чадо с радостью будет уплетать за обе щеки даже самые незатейливые блюда!

свернуть

Правильная осанка школьника

развернуть

Правильная осанка играет большую роль в жизни человека, так как влияет на здоровье организма в целом. Формирование осанки случается в детстве, поэтому очень важно следить за тем, чтобы осанка была именно правильной. От этого зависит здоровье каждого ребенка. Родители, учителя и воспитатели должны объяснить детям, как важно сохранить правильную осанку.

Как правило, осанка регулируется бессознательно, это умение человека держать себя прямо. Существует 5 видов осанки, из которых одна правильная осанка, а все остальные это вариации неправильной осанки, так как прямая спина, круглая спина, плоская спина, а также плоско-вогнутая спина и вогнуто-кругла спина. В связи с неправильной осанкой возникают определенные болезни, которые сказываются на здоровье костной системы организма и на здоровье внутренних органов.

Но как сформировать правильную осанку школьника и как ее подержать? Осанка, значит правильное положение тела, она выглядит так: туловище прямое, плечи распрямлены, голова поднята. Любые вариации от правильного положения — это уже неправильная осанка. Стоит отметить, что осанка формируется в детстве и как правило, в раннем детстве мы себе ее и портим. Понятное дело, дети не могут знать, что такое хорошо и что плохо, поэтому неправильная осанка детей — это беспечность взрослых. Неправильное положение тела во время учебы влияет на формирование осанки. В итоге вы получаете кривой позвоночник и проблемы со здоровьем. Простые правила помогут предотвратить подобные проблемы, если эти правила соблюдать.

Правила, которые помогут сохранить правильную осанку:

Правильный портфель — это портфель, который распределяет нагрузку на оба плеча. Нельзя, чтобы ребенок носил портфель в одну и ту же руку, это приведет к искривлению позвоночника. Пустой ранец не должен быть слишком тяжелым (оптимальная масса 500-800 г). Вес ранца с учебниками не должен быть выше 10% по тяжести от массы тела ученика. Желательно чтобы ранец был с твердой спинкой.

Школьная мебель должна соответствовать возрасту, а также весу и росту ребенка, особенно росту.

Правильное положение за рабочим столом выглядит так: между туловищем и краем рабочего стола расстояние в ладони, нельзя опираться грудью о крае стола, расстояние от глаз до парты 30-35 см, локоть на 5 см ниже края стола, а при чтении стул должен находиться под крышку стола на несколько см (3-5 см).

Правильное положение тела нужно сохранять всегда. Дома должна быть подходящая детская мебель, и нужно соблюдать правила положения за рабочим столом.

 

 

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МЕБЕЛИ

столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских

Группа мебели

Цвет маркировки

Рост детей, см

Высота мебели, см

стол

стул

00

черный

до 85

34

18

0

белый

свыше 85 до 100

40

22

1

оранжевый

свыше 100 до 115

46

26

2

фиолетовый

свыше 115 до 130

52

30

3

желтый

свыше 130

58

34

4

красный

от 145 до 160

64

38

5

зеленый

от 160 до 175

70

42

6

голубой

свыше 175

76

46

Длина кровати для детей в возрасте до 3 лет должна быть не менее 120 см, от 3 до 7 лет – не менее 140 см. Ширина кроватей для обучающихся в возрасте до 7 лет должна быть не менее 60 см.

Столы и стулья, парты должны иметь цветовую маркировку.

Высота подвеса нижнего края классной доски (в том числе интерактивной доски) должна быть 70 – 80 см в помещениях для детей от 4 до 10 лет, 95 см – для детей от 11 лет. Расстояние от первых столов, парт до доски должно быть в пределах 1,6 – 2 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах, от последних столов, парт – не более 8,6 м.

Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.

В мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских:

столярные верстаки должны расставляться рядами перпендикулярно, параллельно или под углом 45° по отношению к окнам, слесарные –перпендикулярно;

сверлильные, заточные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте перпендикулярно, параллельно или под углом 30 – 45° по отношению к окнам;

швейные машины в кабинетах обслуживающих видов труда должны устанавливаться  вдоль окон в 1 – 2 ряда;

должны быть обеспечены проходы между рядами станков, между станками в рядах, между рядами верстаков слесарных и столярных (не менее 0,8 м);

должны быть предусмотрены подставки для ног для использования при необходимости.

Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции.

свернуть

Как помочь тревожному ребёнку

развернуть

Если родители не удовлетворены поведением

и успехами своего ребенка, это еще не повод,

чтобы отказать ему в любви и поддержке.

 Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия,

и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях.

Ваш ребенок тревожный, если:

- он испытывает страх пред всем новым, незнакомым, непривычным;

- у него повышенная возбудимость, напряженность, скованность;

- у него наблюдается нарушение сна, беспокойство, рассеянность;

- он не уверен в себе, у него заниженная самооценка;

- у него повышенная утомляемость;

- он совершает множество неудачных движений и жестов;

- он ожидает неприятностей, неудач, неодобрения старших;

- он исполнителен, у него развитое чувство ответственности;

- у него наблюдается склонность помнить скорее плохое, чем хорошее, он часто критикует других;

- он безынициативен, пассивен, робок;

- он болезненно воспринимает критику от окружающих;

- он обвиняет себя во многих неудачах.

 

Рекомендации родителям:

- чаще обращайтесь к ребенку по имени;

- ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина);

- не сравнивайте ребенка с другими, лучше сравните его успехи или поведение с его успехами в предыдущих ситуациях;

- откажитесь от слов, которые унижают достоинство ребенка;

- не требуйте от ребенка извинений за проступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал;

- старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний;

- будьте единодушны и последовательны в своих действиях, поощряя и наказывая ребенка;

- не предъявляйте к ребенку завышенных или необоснованных требований;

- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

- обсуждайте с ребенком трудные и конфликтные ситуации, в которые он попадает или может попасть;

- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

- Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями  либо школой.

- Неадекватными требованиями (чаще завышенными).

- Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

 

Тревожность во многом зависит от уровня тревожности окружающих взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку.

В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в тех, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль отношений родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Тревожность может быть сопряжена с неврозом или другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

свернуть

Профилактика респираторных инфекций и гриппа

развернуть

Специалисты еще раз напоминают основные правила, выполнение которых позволит существенно снизить риск инфицирования респираторными вирусами, в том числе вирусами гриппа и коронавирусами нового типа (2019-nCoV):

Правило 1.

Соблюдайте гигиену рук! Чистые руки – это гарантия того, что Вы не будете распространять вирусы, инфицируя себя, когда прикасаетесь ко рту и носу, и окружающих – через поверхности.

Как можно чаще, особенно, после пользования общественным транспортом, после любого посещения улицы и общественных мест, перед и после еды, мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук.

Носите с собой дезинфицирующее средство для рук или дезинфицирующие салфетки, чтобы иметь возможность в любой обстановке очистить руки.

Эти простые меры удалят вирусы с Ваших рук!

 

Правило 2.

Проводите регулярную влажную уборку помещения, где Вы находитесь, чистку и дезинфекцию поверхностей с использованием бытовых моющих средств. Обратите, прежде всего, внимание на дверные ручки, поручни, столы, стулья, компьютерные клавиатуры и мышки, телефонные аппараты, пульты управления, панели оргтехники общего пользования и другие предметы, к которым прикасаетесь в быту и на работе. Поддерживать чистоту поверхностей – одно из самых простых, но самых важных правил!

Как можно чаще и регулярно проветривайте помещение и увлажняйте воздух любыми доступными способами в помещении, где Вы находитесь.

 

Правило 3.

Избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в местах большого скопления людей (общественный транспорт, торговые центры, концертные залы и др.).

Избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, у которых имеются признаки респираторной инфекции (например, кашляют, чихают).

Избегайте рукопожатий и поцелуев при приветствии (до прекращения сезона заболеваемости ОРИ).

Помните, что респираторные вирусы передаются от больного человека к здоровому человеку воздушно-капельным путем (при разговоре, чихании, кашле). Поэтому старайтесь соблюдать расстояние не менее 1-1,5 м от лиц, которые имеют симптомы респираторной инфекции.

Соблюдайте «респираторный этикет»:

прикрывайте рот и нос салфеткой (платком), когда чихаете или кашляете;

используйте одноразовые бумажные салфетки (платки), которые выбрасывайте сразу после использования;

при отсутствии салфетки (платка) кашляйте или чихайте в сгиб локтя;

не касайтесь немытыми руками носа, рта и глаз.

Используйте медицинскую маску, если:

Вы ухаживаете за больным респираторной инфекцией,

Вы, возможно, будете контактировать с людьми с признаками респираторной инфекции.

 

Правило 4.

Ведите здоровый образ жизни! Это повысит естественную сопротивляемость Вашего организма к инфекции.

Чаще совершайте прогулки на свежем воздухе, высыпайтесь и придерживайтесь правил рационального питания (пища должна быть витаминизированной, в особенности богата витаминами А, В1, С, в пищу должны быть максимально включены овощи, фрукты, особенно содержащие витамин С).

 

Правило 5.

В случае появления симптомов респираторной инфекции, в том числе гриппа и коронавирусной инфекции (повышение температуры тела, озноб, слабость, головная боль, заложенность носа, конъюнктивит, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах и чувство «ломоты» в теле):

оставайтесь дома и вызывайте врача на дом;

если Вы до появления симптомов находились в Китайской Народной Республике в предыдущие 14 дней, то вызывайте скорую медицинскую помощь и сообщите специалисту о пребывании в КНР;

дети с признаками острой респираторной инфекции должны оставаться дома и не посещать дошкольные учреждения и школы;

строго выполняйте все назначения и рекомендации, которые Вам даст врач (постельный режим, прием лекарственных средств);

максимально ограничьте свои контакты с домашними, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями, чтобы не заразить их;

используйте медицинскую маску, если Вы вынуждены контактировать с людьми.

Помните, что своевременное обращение к врачу и начатое лечение позволит минимизировать риск развития и степень тяжести основного осложнения гриппа и коронавирусной инфекции – пневмонии.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом находится на постоянном контроле Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

свернуть

Профилактика инфекционных заболеваний в школе

развернуть

Школа — это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

              Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены.

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

4. Содержать свое рабочее место в чистоте и порядке.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

 

                Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

  • регулярно проветриваются учебные помещения;
  • ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;
  • проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;
  • проводится противобактериальная обработку туалетов;
  • соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;
  • осуществлятся контроль продуктов питания.

              Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды). Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.— распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.— попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются,, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал). Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома. При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или педагог опрашивает родителей о состоянии здоровья детей. При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия. При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе — поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка. По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах. Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции. Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям. Плановые прививки предусмотрены приказами и инструкциями Министерства здравоохранения СССР. Прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся по решению Министерства здравоохранения СССР, союзных республик, территориальных органов и учреждений здравоохранения.

Профилактика дизентерии.

              Профилактика дизентерии в школе – одна из необходимых мер локализации заболевания. При выявлении больного дизентерией ребенка нужна его немедленная изоляция и обследование лиц, находившихся в непосредственном контакте с ним. Проводится дезинфекция школьных помещений: классной комнаты, пищеблока, туалета, вестибюля, спортзала и др. Сотрудников общепита обследуют на бациллоносительство. Переболевшие дизентерией дети посещают занятия только после разрешения врача.

              К мерам предотвращения появления и распространения дизентерии в школе относят:

  • соблюдение чистоты учебных помещений;
  • выполнение правил хранения и торговли пищевыми продуктами;
  • содержание в порядке общественных туалетов;
  • уничтожение мух;
  • своевременное опорожнение мусорных ящиков;
  • строгий контроль за личной гигиеной школьников;
  • правильную организацию питьевого режима в школе;
  • ознакомление учащихся и их родителей с симптомами и опасностью дизентерии. 

Профилактика гепатита.

 

              Профилактика вирусного гепатита в школе включает следующие мероприятия.

  1. В медицинские пункты передаются сведения об отсутствии учащихся на занятиях.
  2. Учебное заведение оповещается обо всех случаях заболеваний учащихся и их семей.
  3. Учащиеся, пропустившие занятия в школе более трех дней, допускаются к урокам только с разрешения врача.
  4. Ведется разъяснительная работа с учащимися и их родителями об опасности, симптомах и мерах профилактики вирусного гепатита.
  5. Осуществляется строгий контроль за работниками школы, особенно работниками общепита.
  6. Строго проверяется соблюдение санитарно-гигиенических требований, правил перевозки и хранения продуктов питания и др.

В случае появления в школе заболевших вирусным гепатитом принимаются дополнительные меры.

  1. Проводится активная работа по выявлению заболевших, у которых отсутствуют симптомы заболевания.
  2. Обо всех случаях заболевания сообщается в санитарно-эпидемические службы.
  3. Проводится дезинфекция всех помещений школы (особенно туалетов).
  4. В случае необходимости объявляется карантин.

               В предупреждении заболеваемости гепатитом В основную роль играют санитарные меры, направленные на предотвращение инъекционного заражения, в первую очередь – при проведении массовых профилактических прививок. Возбудитель гепатита В устойчив к физическим и химическим факторам, он теряет свою активность только при стерилизации паром под давлением или при кипячении. Также необходим постоянный контроль со стороны учителей и родителей за соблюдением ребенком необходимых норм и правил личной гигиены.

 Профилактика гриппа и орви.

              Мероприятия по профилактике гриппа в общеобразовательных учреждениях проводятся в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

              До начала подъема заболеваемости необходимо обеспечить замещение ключевых должностей (например, школьных медсестер) в общеобразовательных учреждениях, на случай их заболевания. Следует регулярно обновлять контактную информацию родителей, в том случае, если им потребуется забрать больного ребенка. Для временного размещения заболевших в течение дня детей использовать изолятор, в котором в зависимости от состояния ребенок остается до прихода родителей или госпитализируется. Изолятор должен располагаться только в изолированном помещении и иметь выделенное место для раздачи пищи, мойки и хранения посуды. Необходимо выделить ограниченное число сотрудников для ухода за больными, пока они не будут отправлены домой. В целях ограничения распространения гриппа эти сотрудники должны ограничить контакт с другими детьми и персоналом. Указанные сотрудники не должны быть подвержены повышенному риску осложнений гриппа (например, беременные, больные хроническими заболеваниями), их необходимо ознакомить с рекомендациями по профилактике гриппа. Персонал, ухаживающий за лицами с известным, вероятным или подозреваемым заболеванием гриппом или гриппоподобным заболеванием, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты. Особое внимание следует уделять профилактике гриппа у детей и персонала, подверженных высокому риску возникновения осложнений при гриппе. Дети и персонал, с признаками гриппоподобного заболевания, на момент прихода в школу или заболевающие в течение дня, должны быть немедленно изолированы от других учеников и персонала в изолятор для временного размещения больных, а затем отправлены домой. Изоляция лиц с лихорадкой на дому связана с тем, что при повышенной температуре вирус гриппа выделяется более интенсивно. Этот период изоляции рекомендуется независимо от применения противовирусных лекарственных препаратов, т.к. больные гриппом, проходящие курс лечения противовирусными препаратами, также выделяют вирусы гриппа, в том числе это могут быть вирусы, устойчивые к противовирусным лекарственным препаратам. Допуск детей после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней в дошкольное и общеобразовательное учреждение разрешается только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10-14 дней. При возвращении лиц, болевших гриппоподобным заболеванием, в образовательное учреждение, они должны соблюдать «респираторный этикет» и гигиену рук, а также воздерживаться от близкого контакта с людьми, о которых известно, что они подвержены высокой степени риска возникновения осложнений, связанных с гриппом. Гигиена рук. Детям и персоналу необходимо рекомендовать частое мытьё рук водой с мылом, особенно после кашля или чихания, т.к. вирусы могут распространяться через загрязненные руки или контаминированные (загрязненные) вирусами, предметы. Мыло, бумажные полотенца и дезинфицирующие средства имеют большое значение для надлежащей гигиены рук и должны иметься в наличии в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Необходимо обеспечить надзор за детьми во время мытья рук, определить ответственных лиц. «Респираторный этикет». При кашле и чихании рекомендуется прикрывать нос и рот одноразовым платком и выбрасывать его в урну после использования, а также мыть руки, т.к. вирусы гриппа распространяются, главным образом, от человека человеку через вдыхание мельчайших капелек, образующихся при кашле и чихании. Для соблюдения «респираторного этикета» дети и персонал должны быть обеспечены одноразовыми платками и проинструктированы о важности его соблюдения. Влажная уборка. В общеобразовательных учреждениях необходимо регулярно проводить ежедневную влажную уборку с использованием соды, мыла или синтетических моющих и дезсредств, обратив особое внимание на все поверхности и предметы, которые имели наиболее частые контакты с руками (например, клавиатуры или парты), места скопления пыли (подоконники, радиаторы), а также мыть эти поверхности сразу после обнаружения видимого загрязнения. Уборку помещений проводят при открытых окнах или фрамугах. Активный скрининг на наличие заболевания. Если уровень заболеваемости гриппом продолжает расти, необходимо ввести ежедневный медицинский осмотр детей и персонала с измерением температуры тела и осмотром слизистой носоглотки. На протяжении дня необходимо выявлять и изолировать детей и работников, с признаками заболевания. При росте заболеваемости гриппом дети и персонал, подверженные высокой степени риска возникновения осложнений гриппа, должны оставаться дома, решение об этом принимается после консультации с участковым врачом. Лица, остающиеся дома, должны избегать мест с большим скоплением народа.

              При повышенном уровне заболеваемости гриппом для большей разобщенности детей рекомендуется:

  • отменить кабинетную систему образования, при этом учащиеся остаются в одной классной комнате;
  • отменить уроки, во время которых учащиеся из нескольких классов должны находиться вместе;
  • отменить мероприятия, во время которых учащиеся из нескольких классов или школ находятся вместе в больших группах в тесном контакте;
  • на каждой перемене проветривать классные комнаты в отсутствии детей и заканчивать проветривание на 30 минут до прихода детей;
  • проводить уроки на улице (вне помещений).

              Если уровень заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) продолжает расти, по решению органов осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор проводится приостановление учебного процесса в классе или школе. Возобновление обучения после приостановления учебного процесса в классе или школе должно сопровождаться усилением санитарно-противоэпидемических мер в общеобразовательном учреждении. Неспецифическая и специфическая профилактика гриппа К основным методам защиты населения от гриппа относят: вакцинопрофилактику с использованием различных типов вакцин в предэпидемический период; неспецифическую профилактику гриппа с использованием медицинских иммунобиологических и других препаратов; экстренную профилактику заболеваний в период эпидемий гриппа. Для специфической профилактики сезонного гриппа используют гриппозные вакцины отечественного и зарубежного производства, приготовленные из эпидемически актуальных штаммов вирусов A(H1N1), A(H3N2) и В, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению. В рамках Национального календаря прививок иммунизация против сезонного гриппа в Российской Федерации проводится ежегодно следующим категориям населения: детям, посещающим дошкольные учреждения, учащимся 1-11 классов, студентам высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений; взрослым, работающим по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных учреждений, транспорта, коммунальной сферы и др.), взрослым старше 60 лет.

               В связи с пандемией гриппа типа А(H1N1)09 ВОЗ рекомендует проведение вакцинопрофилактики:

  1. Лицам, подверженным повышенному риску заражения: - детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ; - школьникам; - медицинским работникам; - работникам сферы обслуживания, транспорта, учебных заведений; - воинским контингентам.
  2. Лицам, предрасположенным к развитию осложнений после гриппа: - детям до 5 лет, но особенно детям до 2 лет; - лицам от 65 лет и старше; - беременным женщинам; - лицам, у которых имеются следующие заболевания: рак; заболевания сердца и крови; хронические заболевания лёгких; диабет; болезни печени, почек; неврологические и нейромышечные расстройства; ослабленная иммунная система (включая больных СПИДом).

               Неспецифическая профилактика гриппа включает использование медицинских иммунобиологических, противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и других препаратов, разрешенных к применению и зарегистрированных на территории Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их применению.

               Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

 проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

              В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

              СОБЛЮДАЙТЕ ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ! УМЕЙТЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ. ПОМНИТЕ! ЗДОРОВЬЕ - БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ!

свернуть

Санитарно-эпидемиологические требования

развернуть

19. В межэпидемический период заболеваемости гриппом проводятся следующие мероприятия:

19.2. в других организациях:

составление планов по профилактике гриппа;

создание необходимого запаса моющих и дезинфицирующих средств;

оценка эффективности функционирования вентиляционных и отопительных систем для создания оптимального микроклимата в эпидемический сезон;

организация работы по проведению профилактических прививок против гриппа работникам данных организаций, связанной с выделением финансовых средств на проведение вакцинации, заключение договоров с организациями здравоохранения на проведение вакцинации против гриппа, подачей заявок на приобретение вакцины.

25. В период эпидемического подъема заболеваемости гриппом проводятся следующие санитарно-противоэпидемические мероприятия:

25.4. в учреждениях образования:

25.4.1. обеспечение информирования местных исполнительных и распорядительных органов с целью принятия ими решения о приостановлении образовательного процесса при: регистрации на территории высокой интенсивности эпидемического процесса заболеваемости ОРИ (ГПЗ); регистрации в течение 7 календарных дней заболеваемости ГПЗ более 1% населения, проживающего на соответствующей территории; 19 отсутствии по причине заболевания ОРИ 30% от общего количества учащихся учреждения образования;

25.4.2. обеспечение раннего выявления, учета и своевременного отстранения из коллектива пациентов с ОРИ (ГПЗ, ТОРИ);

25.4.3. обеспечение временного отстранения от работы лиц из числа работников, которые непосредственно обслуживают детей, при появлении признаков ОРИ (ГПЗ, ТОРИ) и установление медицинского наблюдения за лицами, находившимися с ними в контакте, в течение 7 календарных дней;

25.4.4. запрещение перевода из группы в группу и приема вновь поступающих детей в учреждениях дошкольного образования и учреждениях с круглосуточным режимом пребывания детей;

25.4.5. своевременное выявление комендантами студенческих общежитий студентов с признаками ОРИ и незамедлительная передача информации об этом в амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения с целью оказания таким лицам медицинской помощи;

25.4.6. ограничение проведения спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий (посещения детьми выставок, музеев и т.п.);

25.4.7. обеспечение наличия в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом) наглядной агитации по профилактике гриппа;

25.4.8. проведение обработки игрушек, дезинфекции столовой посуды в конце рабочего дня, а также проведение влажной уборки помещений в конце рабочего дня или смены (при двухсменной организации учебного процесса) с применением средств дезинфекции, разрешенных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

25.4.9. проведение обеззараживания воздушной среды помещений с помощью бактерицидных ламп в отсутствие детей в течение 30 минут с последующим проветриванием в учреждениях дошкольного образования;

25.4.10. соблюдение в помещениях температурного режима и режима проветривания;

25.4.11. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания работниками учреждений дошкольного образования во время утреннего приема детей;

25.4.12. проведение неспецифической профилактики гриппа;


Заместителем Министра – Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь утверждено постановление «Об утверждении перечня требований контрольного списка вопросов                    (чек-листа), предъявляемых к проверяемому учреждению общего среднего образования, и методических рекомендаций по порядку его применения» (от 17.02.2020 № 6).

Контрольный список вопросов (чек-лист) разработан с целью реализации требований Указа Президента Республики Беларусь от                    16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Чек-листы для учреждений общего среднего образования  предназначены для применения:

органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор;

учреждениями общего среднего образования в целях производственного контроля (самоконтроля).

Чек-лист позволяет провести детальную оценку соответствия учреждения общего среднего образования санитарно-эпидемиологическим требованиям (по критериальным признакам, изложенным в каждом пункте чек-листа). В прилагаемых к постановлению методических рекомендациях описана методика оценки степени санитарно-эпидемиологического риска учреждения с использованием чек-листа.

Постановление заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 17.02.2020 № 6.

Перечень требований контрольного списка вопросов (чек-листа), предъявляемых к проверяемому учреждению общего среднего образования.

Методические рекомендации по порядку применения контрольного списка вопросов (чек-листа) для учреждений общего среднего образования.

свернуть
Ещё в этом разделе