Бородако Анжела Евгеньевна Педагог-психолог государственного учреждения образования
«Социально-педагогический центр Молодечненского района»
Цель занятия: научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.
Ход занятия
- Правила занятия
Психолог: «Для того чтоб наше занятие прошло наиболее эффективно, чтобы каждый извлек из него как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.
Есть общепринятые правила, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять правую руку.
(Правила записываются на ватмане или флипчарте)
- проявлять активность и ответственность;
- быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;
- не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;
- ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;
- говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)
- недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)
- общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);
- участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;
- правило говорящего, правило «поднятой руки».
А теперь вы так же можете предложить свои правила (например, правило обращения на Ты).
Участники выражают согласие или не согласие с правилами, высказывают свои правила.
- Обсуждение темы
Психолог: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим
«Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?
Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».
Участники отвечают на предложенные вопросы.
- Упражнение «Знакомство»
Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и, выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.
Задания: встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.
Рефлексия (обратная связь).
Психолог: «Отлично, а теперь давайте каждый по кругу выскажется, как он себя чувствовал в этом упражнении, что получилось, и были ли трудности»?
Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях
- Законы общения
Психолог: «А теперь, когда мы все познакомились ближе, постепенно перейдем непосредственно к общению. И для начала, рассмотрим некоторые законы общения, которые необходимо знать для достижения успеха во многих жизненных ситуациях.
(Законы записываются на ватмане)
Закон I: Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали). Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.
Упражнение «Что или как?»
- сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.
- сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.
Участники разбиваются на пары и выполняют задания.
Закон II: Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.
Упражнение «Горькая пилюля»
Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.
Участники разбиваются на пары и выполняют задания.
Рефлексия.
Психолог: «Вот такие законы мы разобрали и проработали, а теперь расскажите, как вы поняли законы и чем они будут вам полезны».
Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях.
- Эмоциональная разрядка после предыдущих упражнений.
Упражнение: «Я тебе доверяю».
Психолог: «А теперь в этих же парах выполним следующее упражнение. Необходимо глядя в глаза собеседнику сказать «Я тебе доверяю и мне в тебе нравиться…» и перечислить положительные черты собеседника.
Участники выполняют упражнение.
Рефлексия: «Кто что чувствовал, какое значение доверие имеет в общении, во взаимоотношениях людей»?
Участники высказывают свои мысли и чувства.
- Игра «Маски - шоу»
Психолог: «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой». Шекспир сказал: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль». Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: «Он так изменился. Не похож сам на себя». Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.
Попрошу вас ответить на два вопроса:
- Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?
- Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?
В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему «Я».
Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д.
Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)
«Золушка»
«Новый русский»
«Подлиза
«Обиженный судьбой»
«Мечтатель»
«Мамочка»
«Герой»
«Рубаха-парень»
«Интеллигент»
«Диктатор»
Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.
Участники выполняют задания, исходя из своего образа, создают ситуации, чтобы угадать маску других.
Рефлексия
Теперь вернувшись в себя, можете поделиться своими чувствами, пояснить, насколько маска соответствовала его внутреннему «Я».
Подумайте, можно ли применить эту роль для общения в жизни, насколько она эффективна?
Что ты чувствовал, когда надел (носил) маску?
Что тебе больше понравилось в твоей маске, а что не понравилось? Почему?
Что ты чувствовал, когда видел другого в маске? Почему?
О чём тебе было трудно говорить и что делать?
Участники высказываются об упражнении.
- Завершение занятия.
Психолог: «Наше занятие подходит к концу, сегодня мы познакомились, узнали много нового об общении, примерили на себя новые модели поведения и общения, которые будут полезны в жизни. И перед заключительным заданием, прошу по кругу каждого сказать несколько слов о том, что каждый получил полезного от нашего занятия. Сейчас я предлагаю нарисовать совместный рисунок «Дружба», в котором каждый выразит себя.
Психолог: «Благодарю вас за активность и плодотворную работу».
В конце занятия участникам предлагается заполнить анкеты обратной связи (приложение).
Приложение
Анкета обратной связи
Имя (Ник)____________________________________Возраст________________________
Мое настроение до занятия 1 2 3 4 5
Мое настроение после занятия 1 2 3 4 5
Мне больше всего понравилось: __________________________________________________________________
Для меня было новым и полезным__________________________________________________________
__________________________________________________________________
Мне не понравилось_______________________________________________________
Я бы посетил занятия на темы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо!!!
Список использованных источников
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - Москва: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.
- Балонов И.М. Компьютер и подросток. - Москва: АСТ, 2002. – 181 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – Москва: Ось-89, 2000. – 224 с.
- Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с.
- Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. - Москва: Генезис, 2000. – 307 с.
- Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. – Москва: Гардарики, 2004. – 223 с.
- Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками. – Москва: Академия, 2003. – 256 с.
- Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения. – Москва: Академия, 2006. – 336 с.
- Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. – Мосвка: Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
- Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения : учебное пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – Москва: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.
- Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 2023. – 227 с.
- Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – Москва: МПА, 1994. – 221 с.
Интернет ресурсы
http://www.бесстрашное-детство.рф/articles-sel-754.htm
свернуть