Учителю-предметнику

Профессия учитель

развернуть

 Профессия учитель: описание и суть

Учитель – это востребованная педагогическая профессия, сутью которой является обучение детей и взрослых предметным знаниям, а также навыкам самостоятельного поиска и усвоения информации.

История профессии

Современное слово «педагог» берет свои корни в греческом языке. Именно так называли раба, который занимался с детьми и передавал им свои знания и навыки.

Еще раньше, у древних людей было распространено обучение старшими членами племени младших. Специфические знания и навыки передавались от одного человека к другому. Одни занимались охотой, другие готовили пищу, третьи занимались земледелием. Такая модель была популярна вплоть до 20 века. В основном, она сохранялась в кругах крестьян и ремесленников. Сын кузнеца с малых лет учился у него и сам становился кузнецом. Крестьянин обучал своих детей – будущих крестьян.

Еще во времена Древней Греции и Римской империи начали выделяться отдельные учебные заведения – школы и семинарии. Нам хорошо известны имена философов тех времен, по сути, они являлись носителями многих научных и общегражданских знаний и передавали их своим ученикам.

В Средние века процесс передачи знаний сконцентрировался в церквях, которые тогда имели огромную власть над обществом, полноценно конкурируя с властью светской. В роли учителей выступали монахи.

В Эпоху Возрождения начали появляться отдельные закрытые школы для представителей элиты. В них можно было получить полноценное многопрофильное образование, включая математику, историю, философию, географию, воинское дело и светский этикет. Простые же люди, в основном, оставались большой неграмотной массой населения вплоть до 18 века.

В задачи учителя входила не только передача знаний, но и воспитание. Добродетелью считались дела, а не пустые слова. Этот подход в полной мере реализовался в советской системе образования. С помощью разных социальных институтов, таких как пионерия, проводилось воспитание детей, ориентированных на положительные действия в обществе. Тех, кто нарушал дисциплину, подвергали строгим мерам наказания. В будущем для них закрывались карьерные и партийные возможности.

 

Суть профессии

Хороший учитель – это человек, не просто досконально знающий свой предмет и умеющий его преподавать, но и отчасти психолог, методист, наставник и воспитатель. Профессия подразумевает проведение уроков и передачу знаний, проверку домашних заданий и ведение журнала успеваемости учащихся, управление дисциплиной и порядком в классе. Кроме этого, современный педагог нагружен и бумажной работой. Руководство школ требует с учителей написание методических планов и отчетов об учебной деятельности.

Плюсы и минусы профессии

В профессии учителя есть свои плюсы и минусы, как и в любом другом деле. Сформулируем их конкретно.

Плюсы

  • Общение с людьми
  • Возможность обучить своих подопечных хорошим и правильным вещам, привить любовь к своему предмету
  • Возможность постоянно учиться у детей, быть молодым душой
  • Благодарность выпускников и их родителей
  • Длинный отпуск

Минусы

  • Необходимость справляться с трудными и конфликтными детьми
  • Необходимость договариваться и взаимодействовать со сложными родителями
  • Весьма небольшая оплата труда относительно значимости профессии
  • Личная ответственность за жизнь и здоровье детей
  • Большой объем бумажной работы по составлению планов и отчетов

Многие справедливо называют педагогическое дело не профессией, а призванием. Только искренняя любовь к этому делу помогает справляться с существующими минусами и сложными сторонами этой работы.

Качества, необходимые для хорошего учителя

Хорошие учителя похожи тем, что имеют ряд качеств, необходимых в этой профессии. Нужно не только уметь хорошо объяснять свой предмет, но и удерживать на себе внимание учащихся, которые норовят отвлечься на свои телефоны. К числу необходимых качеств можно отнести:

  • Любознательность и постоянное самообразование
  • Любовь к своему предмету и свободно в нем ориентироваться
  • Любить детей и подростков
  • Уметь слышать и с уважением относится к учащимся
  • Уметь находить контакт как с группой детей, так и с каждым ребенком по отдельности
  • Быть лидером и авторитетной фигурой, уметь вести учащихся за собой
  • Иметь представление о психологических особенностях детей разных возрастов
  • Уметь справляться со стрессом от работы, быть терпеливым
  • Быть справедливым и максимально объективным
  • Иметь достаточную гибкость и творческий подход к своему делу
  • Быть организованным и дисциплинированным
  • Быть дружелюбным и уметь мотивировать
  • Иметь опрятный внешний вид и рабочее место

Большим подспорьем для организации труда учителя могут оказываться такие книги, как: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Я. Корчак «Как любить ребенка» и Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

 

свернуть