Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Лебедевская средняя школа Молодечненского района имени В.М. Калачика
Министерство образования направляет письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2024 № 8-20/3338 о принятых мерах по совершенствованию механизма материальной поддержки выпускников государственных учреждений образования и учреждений образования потребительской кооперации при обустройстве на новом месте жительства, а также привлечения и закрепления кадров в сельских населенных пунктах и в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
свернуть
ПАМЯТКА
Лица, заключившие договора на целевую подготовку специалиста (с организацией, с управлением по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома, с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома) и поступающие на сельскохозяйственные специальности («Производство продукции растительного происхождения», «Защита растений и карантин», «Производство продукции животного происхождения», «Техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции», «Технический сервис в АПК», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агробизнес», «Энергетическое обеспечение сельского хозяйства», «Ветеринарная медицина») зачисляются без сдачи экзаменов.
Вся подробная информация размещена на официальных сайтах учреждений высшего образования в рубрике «Абитуриенту».
свернуть
1.1. После завершения процедуры регистрации для участия в централизованном экзамене (далее – ЦЭ) участнику ЦЭ выдается пропуск.
1.2. Участник ЦЭ ИМЕЕТ ПРАВО:
зарегистрироваться для участия в ЦЭ по белорусскому или русскому языку (на выбор) и одному профильному предмету (на выбор);
пользоваться только на ЦЭ по химии и физике калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.
1.3. Участник ЦЭ, не явившийся на ЦЭ либо освобожденный во время проведения ЦЭ от участия в нем по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от учащегося обстоятельства, подтвержденные документально), проходит его в резервные дни и (или) иные сроки.
1.4. Участнику ЦЭ необходимо соблюдать деловой стиль одежды.
1.5. Участник ЦЭ должен прибыть в пункт проведения ЦЭ, имея при себе пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на ЦЭ по химии и физике). Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются.
Участник ЦЭ, прибывший на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается.
1.6. При получении экзаменационных материалов участник ЦЭ обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Участник ЦЭ обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
Участник ЦЭ записывает номер бланка ответов в пропуск.
По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участник ЦЭ сдает экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участник ЦЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, может покинуть аудиторию.
1.7. Участникам ЦЭ во время его проведения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ:
проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска, калькулятора (только на ЦЭ по химии и физике);
фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
фотографировать экзаменационные материалы;
разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
Участник ЦЭ, нарушающий требования проведения ЦЭ, удаляется из аудитории. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории за нарушение требований проведения ЦЭ, может пройти ЦЭ по данному учебному предмету в иной срок в августе текущего года.
1.8. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.
2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.
2.2. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.
2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.
2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ. Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с написанием в документе, удостоверяющем личность.
2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой.
Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью.
Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа.
Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания.
Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку.
Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью.
Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.
Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.
Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.
2.6. Отмена ошибочной метки (часть «А») производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо:
отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа;
поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.
Замена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.
2.7 Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.
3.1. Не обрабатываются и не проверяются записи на экзаменационных работах и листах для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника ЦЭ.
3.2. Информацию о результатах ЦЭ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) rikc.by.
3.3. Участник ЦЭ получает сертификат в учреждении общего среднего образования, в котором он обучается, под роспись в ведомости выдачи сертификатов при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Желаем успехов!
свернутьсвернуть
Обращаем внимание на следующие изменения в итоговой аттестации учащихся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году.
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде выпускных экзаменов. Обязательными являются:
«Белорусский язык» в письменной форме (изложение);
«Русский язык» в письменной форме (изложение);
«Математика» в письменной форме (экзаменационная работа);
«История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (билет).
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания будут проводиться в виде централизованных экзаменов по учебным предметам «Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося.
Порядок организации и проведения централизованного экзамена, порядок взаимодействия и функции юридических лиц, права и обязанности лиц, участвующих в централизованном экзамене, порядок проверки и оценивания экзаменационных работ регламентируются Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.
(выдержки из ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», утверждённого заместителем министра образования Республики Беларусь от 22.07.2022)
свернутьВ 2023 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:
- русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);
- учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).
2. Зависит ли выбор учебного предмета для сдачи централизованного экзамена от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в учреждение высшего образования или вторым профильным предметом?
Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.
3. Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме централизованного экзамена?
Выпускники 11 класса в 2023 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.
4. Чем вызвана необходимость изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников?
Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:
– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);
– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);
– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);
– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);
– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);
– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.
5. Когда учащиеся 11 классов должны определиться с выбором предмета для сдачи централизованного экзамена? И как будет осуществляться регистрация для участия в централизованном экзамене?
В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2023 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.
Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.
Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 1 по 20 апреля 2023 года.
Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.
6. Кто может быть освобожден от централизованного экзамена?
От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.
7. Сохранены ли льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам для поступления в учреждения высшего образования?
Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).
Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.
Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.
8. Для каких еще категорий учащихся предусмотрены особенности в выпускной кампании 2023 года?
Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.
По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.
Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.
10. Известны ли уже даты проведения централизованного экзамена в 2023?
Да, определены.
Основные дни: 14 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 21 мая 2023 г.– предмет по выбору.
Предусмотрены резервные дни и иные сроки для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты. Они также определены:
резервные дни:
23 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»;
25 мая 2023 г. – предмет по выбору;
иные сроки:
в июле во время резервных дней для централизованного экзамена;
21 августа 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»;
23 августа 2023 г. – предмет по выбору.
11. В период между 14.05.2023 и 21.05.2023 (днями проведения централизованного экзамена) каким образом будет организован образовательный процесс в учреждениях образования (самостоятельная подготовка к следующему экзамену или организованные занятия по расписанию)?
В период между ЦЭ в учреждениях общего среднего образования будут проводиться занятия в соответствии с расписанием.
12. Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?
Нет, доставка на ЦЭ будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в Минске.
13. В случае, если ребенок получит по ЦЭ 0 или 1 балл (отрицательная отметка), будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?
Аттестат об общем среднем образовании будет выдан если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, будет от 3 баллов и выше.
К ЦЭ также допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки от 3 баллов и выше.
14. Как выпускнику физико-математического направления выбрать предмет на ЦЭ, если в одном и том же ВУЗе на одном и том же факультете в зависимости от специальности 1-м и 2-м учебным предметом может быть как физика, так и математика?
При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования.
свернутьЧто такое целевое направление?
Целевое направление предназначено для абитуриентов, которые хотят получить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. При этом не важно, где в нашей стране проживает этот абитуриент. Важно знать, что заказчиком кадров для целевой подготовки могут быть организации, которые находятся в определенных категориях населенных пунктов с численностью населения менее 20 тысяч человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах.
Кто утверждаем места для целевого приема и где можно найти информацию об этом?
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования по согласованию с Министерством образования, в том числе по сельскохозяйственным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема, по специальностям профиля образования «Здравоохранение» – до 50 процентов от контрольных цифр приема, по иным специальностям – до 40 процентов от контрольных цифр приема.
Ежегодно республиканские органы государственного управления, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования, утверждают по согласованию с Министерством образования количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки и доводят его до учреждений образования и заказчиков до 1 мая, а по педагогическим специальностям – до 1 июня. После 1 мая (1 июня – для педагогических специальностей) на сайтах учредителей учреждений высшего и среднего специального образования размещается информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Получить целевое направление можно в организации, которая подает такие заявки.
В 2021 году прием по целевому набору увеличен по медицинским и некоторым техническим специальностям.
На каких условиях поступают «целевики»?
Абитуриенты, которые имеют договор о целевой подготовке, участвуют в отдельном конкурсе, что позволяет им на более выгодных условиях конкурировать с иными абитуриентами. При этом не нужно забывать об обязательной отработке, которая составляет 5 лет. Поэтому взвесив для себя все доводы, абитуриент должен принять решение.
Какие существуют льготы для лиц, обучающихся (либо направленных на работу) на условиях целевой подготовки?
Есть льготы, общие для всех молодых специалистов:
- отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, - 45 календарных дней Отдых молодым специалистам предоставляется независимо от того, когда они имели последние каникулы в учебном заведении;
- денежная помощь. В соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821, денежная помощь выплачивается: молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии); молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки (тарифного оклада), оклада;
- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность В соответствии со ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются: 1) стоимость проезда работника, выпускника и членов их семей (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку; 2) расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого работника, выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества); 3) суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках; 4) единовременное пособие на самого работника, выпускника в размере его месячной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, должностного оклада по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, выпускника (на молодых специалистов, направленных в порядке персонального распределения на работу в организации, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации);
- льготы по оплате труда. В соответствии с действующим законодательством в течение первых двух лет работы многим молодым специалистам осуществляются ежемесячные доплаты к заработной плате. Так, молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, принятым на работу в организации агропромышленного комплекса, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) установлены доплаты в размере 0,46 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 12.08.2013 г. № 353). В соответствии с Инструкцией о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71, надбавки устанавливаются молодым специалистам: педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее образование, включенных в банки данных одаренной и талантливой молодежи, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 45 процентов от оклада; педагогическим работникам из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере 30 процентов от оклада; молодым специалистам (за исключением педагогических работников) из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, направленным в бюджетные организации сферы образования, в течение двух лет с даты приема их на работу по распределению (направлению) в размере до 20 процентов (включительно) от оклада. Конкретный размер надбавки устанавливается руководителями бюджетных организаций сферы образования;
- жилищные льготы и льготные кредиты (для отдельных категорий граждан).
Кроме того, в соответствии с законодательством областные, Минский городской исполнительные комитеты, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, наниматели принимают меры по созданию условий для закрепления на рабочих местах молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).
Молодым специалистам, молодым рабочим (служащим) областные, Минский городской Советы депутатов, наниматели в соответствии с законодательством могут устанавливать денежную помощь, выделять средства в целях компенсации затрат на наем жилых помещений. Таким образом, наниматели могут предоставлять жилые помещения либо компенсировать затраты на их наем. При наличии финансовых возможностей, студентам, обучающимся на условиях целевого договора, могут быть предоставлены доплаты в период обучения.
Может ли быть расторгнут «целевой» договор и на каких условиях?
Обязательный срок работы для таких молодых специалистов составляет 5 лет. Договор о целевой подготовке в период обучения может быть расторгнут. В период получения образования договор может быть расторгнут при наличии следующих оснований:
установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;
установление гражданину инвалидности I или II группы;
установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;
возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;
ликвидация заказчика;
досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.
При этом гражданин, с которым договор расторгнут в период получения образования по таким основаниям вправе продолжить обучение в учреждении образования на основании договоров о подготовке специалистов (рабочих, служащих) за счет средств республиканского (местного) бюджета или на платной основе.
свернуть
Категория выпускников XI классов |
Варианты прохождения итоговой аттестации |
Варианты участие во вступительной кампании в УВО |
Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам |
Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету) |
– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на специальности, для которых данный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»; – зачисление без вступительных испытаний при поступлении на группы специальностей «Математические науки и информатика», «Физические науки» и профиль образования «Техника и технологии» победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по информатике и астрономии – участие в 3-х ЦТ и поступление на любую специальность |
Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (дипломы I, II, III степени) по учебным предметам |
Освобождение от 2-х ЦЭ (в аттестат об общем среднем образовании: 10 баллов по учебному предмету, по которому стал победителем, годовая отметка по второму предмету) |
– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе; – участие в 3-х ЦТ и поступление на любую специальность |
Победители (дипломы I, II, III степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам |
Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании) |
– зачисление без вступительных испытаний при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования и для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания; – зачисление без вступительных испытаний при поступлении на наиболее востребованные экономикой специальности; – зачисление без вступительных испытаний при поступлении в УВО, за исключением расположенных на территории г. Минска, на специальности, для которых данный учебный предмет определен предметом профильного испытания, за исключением специальностей «Международные отношения», «Международное право», «Правоведение», «Экономическое право», «Государственное управление и право», «Лингвострановедение»; – участие в 2-х ЦТ |
Победители (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам |
Освобождение от ЦЭ по учебному предмету, по которому стал победителем (10 баллов в аттестат об общем среднем образовании) |
– выставляется 100 баллов по соответствующему предмету; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «История Беларуси» или «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента), победителям олимпиады по истории; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «Физика», победителям олимпиады по информатике и астрономии; – выставляется 100 баллов по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» соответственно, победителям олимпиады по белорусскому языку и литературе и русскому языку и литературе; – прохождение ЦТ по 2-м предметам |
Победители (дипломы I, II, III степени) заключительного и третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам |
Участие в ЦЭ по 2-м предметам (в аттестат выставляется средняя арифметическая между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ) |
– участие в ЦТ по 1-му предмету и зачисление по конкурсу на выбранную специальность и льготы, предусмотренные выше остаются |
Учащиеся, обучающиеся на дому в 2023 году |
Освобождение от 2-х ЦЭ (годовая отметка в аттестат об общем среднем образовании) |
– участие в ЦТ в 2023 году не предусмотрено |
Участие в ЦЭ по 2-м предметам |
– участие в ЦТ по 1-му предмету |
|
Учащиеся с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата |
Участие в ЦЭ по 2-м предметам |
– участие в ЦТ по 1-му предмету |
Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам |
– внутренние испытания в учреждениях высшего образования |
|
Учащиеся, содержащиеся под стражей, учащиеся, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, в государственных учреждениях образования (филиалах государственных учреждений образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы МВД |
Участие в ЦЭ по 2-м предметам или Выпускные экзамены в учреждении образования по 2-м предметам |
– участие в ЦТ по 1-му предмету – участие в ЦТ по 3-м предметам |
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) — это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на тестировании! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения тестирования в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.). Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
свернуть